Дефекты радиаторов отопления – частая причина образования утечек теплоносителя. Дефекты могут быть приобретенными за время эксплуатации или полученными при производстве изделия (брак). Обнаруженные дефекты следует немедленно устранять, чтобы избежать разгерметизации батареи и затопления помещений.
Основными дефектами радиаторов являются:
- Протекание теплоносителя в межсекционное соединение;
- Повреждение целостности материала стенки секции;
- Утечки теплоносителя в торцевые заглушки или воздухоотводчик;
- Повреждение покрытия радиатора.
Главной причиной утечки в межсекционное соединение является коррозионный износ соединительных ниппелей или износ прокладок. Ниппели для соединения секций алюминиевых, биметаллических и чугунных радиаторов производятся из сталей обычных марок, а она подвержена коррозии.
Ремонт утечки в соединение между секциями производят с помощью специального радиаторного ключа – он необходим для разборки батареи. Предварительно радиатор необходимо демонтировать – эта операция производится по алгоритму, зависящему от вида системы отопления.
В случае наличия разборных соединений снятие производится без отключения коммуникаций. При отсутствии запорных устройств в многоквартирном жилом доме отключают по заявке стояки отопления, в автономной системе – сливают воду со всего комплекса.
С демонтированного радиатора снимают заглушки, с помощью ключа производят разборку дефектного соединения. Для демонтажа одной секции необходимо отвернуть 2 ниппеля (верхний и нижний), если секция снимается полностью – 4 соединения. После разборки заменяют поврежденные ниппели и прокладки, собирают изделие.
Устранение утечек в торцевые заглушки (кроме мест подключения подводок) может производиться без снятия радиатора. Предварительно батарею нужно отключить и слить с нее теплоноситель. Если подтянуть заглушку ключами не удается, заглушку отворачивают и устанавливают новую прокладку. При неисправности воздухоотводчика его следует заменить.
Ремонт поврежденных секций обычно выполняют через замену поврежденного элемента. Для этого батарею демонтируют, разбирают с помощью радиаторного ключа, устанавливают новую секцию. При этом соединительные ниппели и прокладки рекомендуется менять на новые изделия.
В некоторых случаях для ремонта дефектов материала стенок радиатора применяют так называемую «холодную» сварку. В ее состав входят эпоксидная смола, отвердитель и металлическая мелкодисперсная пыль. Эти компоненты смешивают, вещество приобретает консистенцию пластилина – заплатку накладывают на предварительно зачищенное место повреждения. Радиатор перед этим рекомендуется освободить от воды.
Применение различных типов сварки производится в зависимости от материала изготовления батареи.
В случае повреждения защитного покрытия в месте дефекта ускоряется процесс коррозии материала. Поврежденное место обычно закрашивают эмалью подходящего цвета, причем она должна быть специализированной – для радиаторов, обладать жаропрочностью.